aLtUS_rDxSE

Почему мы боимся математику? (Савватеев Алексей Владимирович)

Отвечает доктор физико-математических наук, заместитель директора Кавказского математического центра Адыгейского государственного университета, профессор Московского физико-технического института, ректор Университета Дмитрия Пожарского, ведущий научный сотрудник Центрального экономико-математического института Савватеев Алексей Владимирович

Во-первых, математику боятся далеко не все. И я бы сказал, что боязнь математики во многом передается по наследству. Часто родители третьеклассников-четвероклассников уже не могут решать их задачи. Священный ужас в глазах взрослых передается детям, которые воспринимают его как «Ой, видимо, разобраться невозможно». В результате дети забрасывают математику уже на этой стадии. И это конец. Если ты бросил математику в самом начале, потом ты ее уже не догонишь.

Чем математика вообще принципиально отличается от всех других наук? Все прочие науки устроены так: ты постиг какой-то базис, а дальше растешь вширь, постепенно увеличивая понимание одной конкретной области (или нескольких областей). Здесь нет башни, ступенчатости. А в математике эта башня очень четкая. Если ты до степени отскакивания от зубов не разобрался, что такое Х, то дальнейшие занятия бесполезны и бессмысленны. И математическая тревожность уже переходит в математическую невозможность.

Но, допустим, ты освоил первый этаж, и Х тебе дался – хотя сама абстрактная идея Х довольно трудная. Ты уже понимаешь, что такое уравнение (в худшем случае – просто перебираешь все значения в области определения и смотришь, где близко подходишь к ответу). Вот тогда можно пытаться заглянуть на следующий этаж, где уже учат решать уравнения. Там много иксов, игреков, параметры… Но если следующий этап ты не прошел, для тебя заказан весь матанализ, вся линейная алгебра.

Эта этажность и есть главная причина того, что в какой-то момент люди начинают пасовать и сдаваться перед математикой. И совет здесь только один – не перепрыгивайте через этажи. Не надо тешить себя мыслью, что, если вы назубок вызубрили формулу решения квадратных уравнений, вы в этих уравнениях хоть что-то поняли. Я видел отличниц, которые выписывают уравнение и автоматически подставляют числа, даже что-то получают. Они помнят наизусть несколько корней (из 4, из 9) и в общем могут решать школьные задачки. Но потом ты рисуешь параболу и спрашиваешь, график какого квадратного уравнения здесь изображен. Даже предлагаешь какие-то варианты, а в ответ – тишина. То есть, даже зная формулу, они не понимают, что эта формула означает.

Лучше досконально понять первый этаж и плавать на втором, чем не понять первый, второй, третий и сдавать экзамен, зазубривая ЕГЭ-шные формулы, как обезьяна. Для школьника как будущего члена общества лучше полностью разобраться в первом этаже. Если человек достаточно способный, он может разобраться даже в первых двух.

Ну а дальше все просто – смотрите мои лекции, читайте книгу«Математика для гуманитариев», смотрите «100 уроков математики» для продвинутых школьников (начальные 10-15 уроков половине школьников России точно дадутся).

Ну и вообще не ленитесь. В Интернете очень много материалов, большинство из них совершенно свободные. Заходите и изучайте математику. Нужно быть все время в тонусе и общаться с этой наукой постоянно. Она очень ревнивая, и «да не будет у тебя других богов». Ты должен быть с математикой всегда, измен она не прощает!

P.S. Более того, уже то время, которое вы потратили на рефлексирование вокруг вопроса «Почему люди пугаются математики» — это то время, которое вы поленились потратить на стОящее дело, то есть на изучение этой самой математики!

 

Записаться на лекцию Алексея Савватеева http://arhe.msk.ru/?p=74511




There are no comments

Add yours