_LRDaIFJfWI

Имеет ли сегодня анималистика самостоятельную научную ценность? (Отвечает Николай Александрович Формозов)

Имеет ли сегодня анималистика самостоятельную научную ценность?

Отвечает кандидат биологических наук, член совета Центра охраны дикой природы, сын зоолога и известного анималиста Александра Николаевича Формозова, а также лектор Архэ Николай Александрович Формозов

Картина Ван Гога «Бражник мертвая голова»

Анималистика – это жанр изобразительного искусства. И определение у этого жанра очень широкое: это любое изображение животного. Их создавали многие художники самых разных направлений, начиная с древних людей и до авангардистов. Это и совершенно прекрасные рисунки сатурнии Ван Гога, и гравюра Дюрера с индийским носорогом, и бабочки Набокова. Кстати, у него же был интересные проект: он коллекционировал изображения бабочек с картин разных художников Возрождения, потому что надеялся выяснить, как изменился, эволюционировал ли рисунок на их крыльях за прошедшие 400-500 лет.

Внутри анималистики существует особый поджанр – зоологический рисунок. Он имеет очень большую научную ценность и до сих пор в значительной степени превосходит фотографию. Фото только сейчас начали чуть-чуть дотягиваться до уровня хорошего правильного зоологического рисунка, и то не во всех областях. Например, в сравнительной анатомии всегда предпочитают качественные рисунки: зоолог, будучи художником-анималистом, точнее техники выделяет, как, к примеру, направлены мышечные волокна в мышцах. Устройство всего этого биомеханического инструмента, которым является тело животного, художник видит гораздо яснее.

Набросок из книги Владимира Смирина «Портреты степных зверей Европы и Северной Азии»

Чтобы понять, в чем ценность рисунка и почему он превосходит фотографию, очень характерен пример с летучими мышами. Это довольно сложная группа для определения: быстро и правильно отличить вид от другого может только специалист, а обычный зоолог долго мучается с помощью определителя. Константин Константинович Панютин, зоолог и прекрасный знаток летучих мышей, говорил: «Поразительно: кто бы ни фотографировал летучих мышей, а определительных признаков все равно не видно». А вот Вадик (Владимир Моисеевич Смирин – зоолог, териолог и выдающийся художник-анималист. Его наследие насчитывает десятки тысяч набросков и рисунков преимущественно млекопитающих. Им созданы портреты более 300 видов с натуры в рамках проекта «Атлас млекопитающих СССР – прим.ред.) какой бы вид ни нарисовал – и я сразу вижу, что за летучая мышь».

Рисунок из книги Владимира Смирина «Портреты степных зверей Европы и Северной Азии»

Как так получается? Художник пропускает всю визуальную информацию через собственный компьютер – свою голову. И сознательно, а подчас и подсознательно выделяет самое главное! Поэтому на рисунках летучие мыши получались, как ни странно, более похожими и узнаваемыми, чем на фотографиях. Этим зоологический рисунок мастера и превосходит фотографии.

Презентация первого художественного альбома Александра Николаевича Формозова в Архэ (вход свободный) https://vk.com/event175310541




There are no comments

Add yours