Имеет ли сегодня анималистика самостоятельную научную ценность? (Отвечает Николай Александрович Формозов)
Имеет ли сегодня анималистика самостоятельную научную ценность?
Отвечает кандидат биологических наук, член совета Центра охраны дикой природы, сын зоолога и известного анималиста Александра Николаевича Формозова, а также лектор Архэ Николай Александрович Формозов
—
Анималистика – это жанр изобразительного искусства. И определение у этого жанра очень широкое: это любое изображение животного. Их создавали многие художники самых разных направлений, начиная с древних людей и до авангардистов. Это и совершенно прекрасные рисунки сатурнии Ван Гога, и гравюра Дюрера с индийским носорогом, и бабочки Набокова. Кстати, у него же был интересные проект: он коллекционировал изображения бабочек с картин разных художников Возрождения, потому что надеялся выяснить, как изменился, эволюционировал ли рисунок на их крыльях за прошедшие 400-500 лет.
Внутри анималистики существует особый поджанр – зоологический рисунок. Он имеет очень большую научную ценность и до сих пор в значительной степени превосходит фотографию. Фото только сейчас начали чуть-чуть дотягиваться до уровня хорошего правильного зоологического рисунка, и то не во всех областях. Например, в сравнительной анатомии всегда предпочитают качественные рисунки: зоолог, будучи художником-анималистом, точнее техники выделяет, как, к примеру, направлены мышечные волокна в мышцах. Устройство всего этого биомеханического инструмента, которым является тело животного, художник видит гораздо яснее.
Чтобы понять, в чем ценность рисунка и почему он превосходит фотографию, очень характерен пример с летучими мышами. Это довольно сложная группа для определения: быстро и правильно отличить вид от другого может только специалист, а обычный зоолог долго мучается с помощью определителя. Константин Константинович Панютин, зоолог и прекрасный знаток летучих мышей, говорил: «Поразительно: кто бы ни фотографировал летучих мышей, а определительных признаков все равно не видно». А вот Вадик (Владимир Моисеевич Смирин – зоолог, териолог и выдающийся художник-анималист. Его наследие насчитывает десятки тысяч набросков и рисунков преимущественно млекопитающих. Им созданы портреты более 300 видов с натуры в рамках проекта «Атлас млекопитающих СССР – прим.ред.) какой бы вид ни нарисовал – и я сразу вижу, что за летучая мышь».
Как так получается? Художник пропускает всю визуальную информацию через собственный компьютер – свою голову. И сознательно, а подчас и подсознательно выделяет самое главное! Поэтому на рисунках летучие мыши получались, как ни странно, более похожими и узнаваемыми, чем на фотографиях. Этим зоологический рисунок мастера и превосходит фотографии.
Презентация первого художественного альбома Александра Николаевича Формозова в Архэ (вход свободный) https://vk.com/event175310541
There are no comments
Add yours