10011510_843773605680100_2102613652367066273_n

Школа научной журналистики

10011510_843773605680100_2102613652367066273_n

23 января 2016 года на базе нашего центра начинает свой новый сезон Школа научной журналистики.

Зачем все это делается

Наука, занятая разгадыванием тайн бытия, умеет сохранить лицо и чувство человеческого достоинства во времена любых кризисов. Наука безразлична к политике, честна и захватывающе интересна. Именно наука в конечном счете обеспечивает будущее нашей цивилизации. Наука заслуживает того, чтобы о ней кто-то рассказывал – талантливо, умно и понятно. Проблема в том, что, обеспечив себя птичьим языком профессии, наука не позаботилась о воспитании своих популяризаторов. А потому хороших журналистов, умеющих рассказывать о новых научных достижениях куда меньше, чем хороших ученых, этих достижения обеспечивающих. Тем не менее запрос на таких людей огромен. Читатели хотят знать о том, что делается за стенами институтов, в сакральном полумраке лабораторий и на далеких космических станциях. Мы предлагаем вам стать теми, кто сможет рассказать о науке всем желающим услышать.

Кто мы такие

Преподаватели Школы научной журналистики сами пишут о науке и заведуют научными отделами различных медиа-проектов. Мы много лет сталкиваемся с научной и профессиональной неграмотностью студентов-журналистов, приходящих на практику в серьезные СМИ. Мы хотим подготовить специалистов, которые в будущем могли бы работать в наших изданиях. Более того, мы хотим подготовить специалистов, которые могли бы самостоятельно разрабатывать и воплощать принципиально новые медийные проекты, посвященные науке и не только. Мы – опытные журналисты. Мы знаем и любим нашу профессию. Мы верим в будущее российской журналистики. Нам есть, что вам сказать.

 

Что вы получите

Программа Школы научной журналистики составлена так, чтобы каждый ее выпускник мог профессионально делать следующие вещи:

  1. Владеть искусством складывания слов друг с другом. Мы обещаем научить ярко и интересно писать даже тех, кто никогда прежде этим не занимался.
  2. Писать в любом жанре от новости до репортажа и аналитической статьи.
  3. Редактировать свои и чужие тексты, четко понимать, чем плохой текст отличается от хорошего, и как сделать текст лучше.
  4. Разбираться в том, как устроена современная наука в России и за рубежом, в каких областях происходят наиболее интересные события научной жизни, что востребовано и как все это работает.
  5. Понимать основные тренды мировой журналистики, знать, как и в каких жанрах можно вообще говорить о науке и не только.
  6. Уметь с нуля разрабатывать и создавать принципиально новые медийные проекты, то есть владеть навыками медиа-менеджмента и креативных стратегий.
  7. Применять все перечисленные навыки к разным сферам журналистики.

 

Кому и зачем это нужно

Мы не обещаем, что каждый выпускник нашей Школы немедленно станет главным редактором крупного СМИ. В конечном счете все зависит от вас самих. Однако мы обещаем, что каждый выпускник нашей Школы получит необходимые ему навыки:

  • Журналисты – смогут освоить новую тематическую область. Это увеличивает их привлекательность на рынке труда, ведь журналистов, умеющих писать о науке, не так уж много
  • Те, кто хочет стать журналистом, – получат базовые знания и навыки. Ведь занятия на ШНЖ ведут профессионалы-практики, которых не на каждом журфаке найдешь
  • Те, кто хочет заниматься наукой, – освоят дополнительную специальность. Помимо научной деятельности вы сможете писать научно-популярные статьи, новости, материалы на сайт и т.д.
  • Те, кто хочет заниматься только наукой и не интересуется журналистикой, — получат навыки популяризации науки, необходимые для чтения лекций и писания научно-популярных текстов.

В каком формате проходят занятия

Мы ориентированы прежде всего на обучение практическим навыкам. Поэтому теоретиков, занудно рассказывающих об отличии новости от репортажа, у нас не будет. Мы стараемся сделать наши занятия увлекательными, живыми и интересными. Форматы у нас такие:

  • Лекции и семинары на тему журналистики и популяризации науки
  • Встречи с учеными и журналистами разных СМИ
  • Выполнение и разбор практических заданий
  • Подготовка материалов для публикаций (наиболее удачные тексты будут немедленно опубликованы).

 

Что требуется от вас

Работа, работа и еще раз работа! Научиться журналистике, слушая лекции, нельзя! Поэтому наш идеальный студент должен быть готов к следующему:

  1. К любым экспериментам над собой и окружающими: интервью с глазу на глаз, по телефону и в толпе, социологические опросы на улицах, общение с совершенно незнакомыми людьми в любых условиях.
  2. За две недели написать большой и серьезный репортаж, поговорив как минимум с 10 ньюсмейкерами.
  3. Быстро и четко анализировать информационное пространство избранной темы.
  4. Очень много писать и вообще работать!

Помните, что зачеты в Школе научной журналистике ставятся только за реальные журналистские работы, готовые к публикации!

 

Что у нас уже получилось

Школа научной журналистики существует уже четвертый год. Только в прошлом году выпускники ШНЖ опубликовали около 20 научно-популярных статей в журналах «Химия и жизнь» и «Русский репортер». Некоторыми нашими достижениями стоит похвастаться особо.

  • Статья «Луркморье как искусство» (http://www.rusrep.ru/article/2015/07/09/lurkomore-kak-iskusstvo/) – один из опубликованных текстов лингвиста Альфии Максутовой, которая после окончания Школы научной журналистики была принята в штат отдела науки журнала «Русский репортер»
  • Статья «Добрый доктор Ай-Ти-болит» (http://hij.ru/read/issues/2015/july/5514/), опубликованная в журнале «Химия и жизнь». Статья посвящена проблема Ай-ти медицины, ее настоящему и будущему.
  • Статья «10 животных, которые перевернули науку» (http://www.rusrep.ru/article/10jivotnih/) была посвящена самым известным экспериментальным животным: собаке Павлова, быку Дельгадо, обезьяне Ладыгиной-Котс, лягушке Сеченова и др. Этот текст занял первое место во всероссийском конкурсе на лучшую журналистскую публикацию по истории науки. Победа особенно приятна тем, что, во-первых, мы играли на «чужом поле» — конкурс проводился Сибирским отделением РАН, а, во-вторых, — мы победили не в студенческом соревновании, а конкурсе для профессиональных авторов;
  • Проект «Нано-24» (http://www.rusrep.ru/article/2013/03/13/nano/), в котором учащиеся Школы научной журналистики очень активно участвовали. Тут тоже не обошлось без наград. Проект занял сразу два призовых места на всероссийском конкурсе «Инновации глазами журналистов», проводимом РВК. При этом в номинации «Лучшее федеральное печатное СМИ, освещающее инновационную деятельность», мы заняли 1-е место, опередив «Российскую бизнес-газету», «Бизнес-журнал» и даже «Науку и жизнь».
  • Многочисленные мини-интервью с российскими и зарубежными учеными. Предмет особой гордости – комментарий Масанори Ниими, ученого из Токио, который стал одним из лауреатов Игнобелевской премии в области медицины (http://www.rusrep.ru/article/2013/09/18/opera/). Нам удалось получить от него комментарий прямо в день присуждения премии.
  • Интервью с профессором МГППУ Катериной Поливановой «Что не так в нашей школе» (http://www.rusrep.ru/article/2012/11/27/scool/). Этот материал спровоцировал массу откликов и споров.
  • Статья «10 главных игр, в которые математики играют с нашим умом и совестью» (http://www.rusrep.ru/article/2013/07/17/igry/). Это про ситуации на стыке теории игр и психологии: «Дилемма заключенного»: стучать или молчать? «Парадокс блондинки»: как нобелевский лауреат Джон Нэш учил ухаживать за девушками, «Ультиматум»: сколько вы готовы заплатить за справедливость? Проблема вагонетки»: можно ли из гуманизма убить человека, «Марьяж»: Нобелевка за правильную организацию женитьбы и так далее.

Что говорят участники

А теперь предоставим слово студентке журфака МГУ Василисе Бабицкой, которая за время учебы на ШНЖ стала стажером «Русского репортера» и сотрудником портала «Полит.ру»: «Школа научной журналистики — это образовательная площадка преимущественно для молодых ученых и просто любознательных людей, которые хотят рассказывать как о собственных исследованиях, так и о работе других ученых на языке, понятном и профессору университета, и соседу по лестничной клетке. Здесь можно не только научиться интересно писать о сложных вещах, но и реализовать собственные проекты вместе с единомышленниками. Назвать учебой в привычном понимании этого слова лекции ШНЖ достаточно сложно, потому что каждое занятие — это часть творческого процесса, нечто яркое и запоминающееся. Здесь и тренинги, и мозговые штурмы, и дискуссии, и работа в редакции, и даже небольшой театр. Школа научной журналистики для многих стала взлетной полосой: кто-то успешно работает научным корреспондентом и сотрудничает с различными изданиями, в том числе — с “Русским репортером”, кто-то открыл для себя новую область знаний, а некоторые студенты реализуют собственные проекты с единомышленниками — однокурсниками по ШНЖ».

Чему будем учиться

Вот основные курсы учебной программы:

  • Научная журналистика. Жанры: новость, интервью, репортаж, аналитическая статья
  • Тренды современной науки
  • Тренды российской и мировой научной журналистики
  • Литературное редактирование
  • Как создавать новый журнал

Кто у нас преподает

Для изучения каждой темы мы стараемся подбирать ведущего специалиста именно в этой области. Костяк преподавателей сейчас состоит из следующих журналистов:

 

  • Ольга Андреева, спецкорреспондент отдела репортажа РР, кандидат философских наук, лауреат премии «Искра», автор курса «Прикладная филология», директор Школы научной журналистики (http://www.rusrep.ru/authors/andreeva/ );

  • Андрей Константинов, редактор отдела науки «РР», лауреат нескольких престижных премий в области научной журналистики, автор курса «Тренды современной науки» (http://www.rusrep.ru/authors/konstantinov/ );

  • Татьяна Пичугинанаучный журналист, шеф-редактор STRF.ru, начинала работу в редакции журнала «Химия и жизнь» и агентства научных новостей «Информнауки». Работала на телеканале «Рамблер» в проекте «Полярное кольцо», в журнале «Ломоносов» и «Вокруг света». Ведет блог «Научная журналистика: гранты, стажировки, конкурсы» (http://sciencewriter.livejournal.com/); автор курса «Тренды современной научной журналистики»;

  • Дмитрий Михайлинработал заместителем генерального директора «Российской газеты», директором журнала «Фома», издателем журнала «Русский Репортер». В качестве медиа-консультанта запустил и перезапустил десятки СМИ в различных регионах России. Один из самых эффективных в России медиа-менеджеров. В настоящее время — редакционный директор проекта «Большая Земля». 

  • Виталий Лейбин, главный редактор журнала «Русский репортер»;

  • Елена Клещенко, работает в редакции журнала «Химия и жизнь», профессиональный журналист, редактор.

  • Татьяна Гурова. В медиаотрасли с 1996 года в качестве руководителя группы и заместителя главного редактора журнала Эксперт. С 2004 года — первый заместитель главного редактора журнала Эксперт. С 2006 г. — председатель Совета директоров медиахолдинга Эксперт. Заместитель главного редактора, первый заместитель главного редактора журнала «Эксперт». Член Совета директоров ОАО Агентство «Распространение, обработка, сбор печати»

  • Антон Кравцов. Репортер, работал в Ленте.ру, журнале «Профиль», в Русской планете, сотрудничал с Русским репортером и массой других изданий.

  • Вера Краснова — журналист с 20-летним опытом, мастер интервью и аналитического репортажа, автор бестселлера «Семь нот менеджмента», редактор отдела компаний и менеджмента журнала «Эксперт»

Когда проходят занятия

Наши планы таковы:

  • Суммарный объем занятий – 60 пар или 120 академических часов
  • Программа рассчитана на пять месяцев с середины января по середину июня
  • По окончанию основных учебных курсов предусмотрены зачеты. Зачет считается сданным только в случае того, если студент сдает работу, готовую к публикации!
  • Занятия проходят по воскресеньям (три пары в день)

Стоимость занятий

Весь курс будет стоить 40 тысяч рублей.

Занятия будут проходить по субботам с 23 января. Начало занятий в 15:00.

Записаться на курс вы можете по почте arhe.msk@gmail.com или заполните форму:




There are no comments

Add yours