Приглашаем провести выходные с Андреем Гасилиным на Научной Даче «Архэ»!
Тема выезда:
Трудно представить себе жизнь современного человека без привычного технического окружения (начиная с наших постоянных спутников смартфонов, заканчивая современными интернет-сервисами, использующими в своей работе технологии машинного обучения).
Тем более сложно представить современные технологии без теоретического окружения, предполагающего постоянное развитие соответствующих отраслей науки. В пользе научного прогресса давно не сомневаются даже самые радикальные поборники традиционных ценностей.
По по мере развития науки, которому сопутствует всё большая дифференциация научных отраслей и усложнение конечного продукта научной деятельности, всё труднее становится понять, как отличить настоящую науку от сознательных и неосознанных наукообразных имитаций. Даже профессиональные учёные, представители разных дисциплин, далеко не всегда солидарны между собой насчёт степени «научности» того или иного знания или исследовательских практик, что уж говорить о рядовых потребителях.
Наш экспресс-курс призван показать, как менялись на протяжении последних двух веков представления философов науки о структуре научного знания и логике развития самой науки.
В ходе курса мы подробно рассмотрим позитивистские модели науки, сложившиеся во второй половине XIX — начале XX вв., обсудим концепции ведущих представителей эволюционной эпистемологии, поговорим о методологических выкладках пост-позитивистов и актуальных теориях современной социологии науки. Историко-философская часть курса позволит прояснить основные понятия и концепции философии науки, которые, в свою очередь, помогут лучше понять логику развития отдельных научных дисциплин — гуманитарных, естественных, точных и технических. Курс будет построен в жанре лекций-дискуссий: все затронутые проблемы и представленные понятия будут доступны для обсуждения участниками в режиме реального времени. Коммуникативный формат встреч позволит не только лучше усвоить материал через активное участие в обсуждении, но и совместно проверить различные возможности использования полученных знаний.
Лектор:
Андрей Гасилин – выпускник Института философии РАН; научный сотрудник ИНИОН РАН. Специалист по философии Жан-Поля Сартра. Круг научных интересов: философская антропология, философия культуры, социальная философия, философия науки и техники.
Программа выезда:
Пятница, 14 июня
20:00 Заезд (место сбора: м. Медведково)
21:00 Ужин, расселение, знакомство
Суббота, 15 июня
9:00 Завтрак
10:00-12:00 Лекция 1. «Введение в философию науки»
🔎 Прежде чем обратиться к ключевым фигурам и направлениям философии науки, проясним базовые понятия и концепции. Разберёмся, чем отличается научное познание от других форм познавательной деятельности: обыденного познания, художественного, религиозного, философского; рассмотрим различные теории истинности; узнаем, что
философы подразумевают под научной рациональностью, и какие типы научной рациональности существуют; выясним, чем научный метод отличается от методики, а последняя — от методологии, проследим общую траекторию генезиса философии науки, обозначив основные этапы и общую логику её развития.
12:00-14:00 Свободное время
14:00 Обед
15:00-17:00 Лекция 2. «Позитивизм и эмпириокритицизм»
🔎 Первая лекция исторической части курса будет посвящена позитивизму. Мы начнём с рассмотрения классического позитивизма Огюста Конта: обсудим так называемый «закон трёх стадий» и контовский проект технократического общества, в котором всецело господствует наука.
🔎 Далее обратимся к двум основным представителям второй волны позитивизма — Эрнсту Маху и Рихарду Авенариусу: посмотрим, как эмпириокритики понимали суть научного познания, почему пытались изгнать из науки метафизику, и в чём их взгляды на науку противоречили взглядам материалистов.
17:00-19:00 Лекция 3. «Венский кружок и проблема демаркации (М. Шлик, Р. Карнап, Л. Витгенштейн)»
🔎 Логический позитивизм стал третьим и заключительным этапом эволюции позитивистской методологии науки, на котором философы обратились к изучению научного языка — основного средства представления реальности в строгих понятиях. Именно в логическом позитивизме формулируется ключевая для философии науки проблема демаркации — проблема универсальных критериев различения научного и ненаучного знания.
🔎 Помимо чисто теоретических вопросов, связанных с деятельностью логических позитивистов, мы рассмотрим историю так называемого Венского кружка, интеллектуального центра этого направления; обсудим влияние на его членов «Логико-философского трактата» австрийского философа Людвига Витгенштейна и причины неудачи позитивистского проекта
19:00 Ужин
20:00 Просмотр и обсуждение фильма «Витгенштейн» (1993, реж. Дерек Джармен)
Воскресенье, 16 июня
9:00 Завтрак
10:00-12:00 Лекция 4. Эволюционная эпистемология (К. Поппер, И. Лакатос).
🔎 Принципиальная неосуществимость позитивистской программы привела к постепенному угасанию этого течения и началу так называемого пост-позитивистского периода философии науки. Ключевым течением пост-позитивизма, отказавшимся от идеалистического образа науки, характерного для позитивистов, и сделавшим ставку на изучение реальной логики научной работы, стала эволюционная эпистемология.
🔎 В фокусе нашего внимания окажутся два ключевых представителя этого направления: Карл Поппер и Имре Лакатос. В ходе лекции, мы узнаем, что Поппер понимал под фальсификационизмом, почему считал возможным сравнивать становление науки с развитием биологических видов; рассмотрим концепцию научно-исследовательских программ Лакатоса и его критику кумулятивной концепции науки.
12:00 — 14:00 — Свободное время
14:00 Обед
15:00-17:00 Лекция 5. Методологический анархизм и теория научных революций (Т. Кун, П. Фейерабенд).
🔎 В этот раз мы обратимся к, пожалуй, самому неоднозначному и вызывающему, с точки зрения классической философии науки, конгломерату методологических теорий. Речь идёт, в первую очередь, о теории научных революций Томаса Куна, в корне изменившей
традиционные представления о логике развития науки.
🔎 Не ограничиваясь ключевыми положениями теории Куна, представляющей развитие науки в качестве ряда резких скачков от одной научной парадигмы к другой, подробно рассмотрим его аргументацию, базирующуюся на конкретном историческом материале.
🔎 Также мы узнаем, что американский исследователь науки Поль Фейерабенд понимал под методологическим анархизмом, подробно обсудим степень «адекватности» его позиции и попытаемся оценить её методологический потенциал.
17:00 — 19:00 Лекция 6. STS и основы акторно-сетевой теории (М. Полани и Б. Латур). Подведение итогов.
🔎 Последнюю лекцию нашего экспресс-курса мы посвятим современному состоянию философии науки — наиболее значимым персоналиям, актуальным тенденциям и влиятельным течениям.
🔎 Среди последних подробно остановимся на акторно-сетевой теории Бруно Латура, предлагающей оригинальный социологический подход к исследованию научной деятельности, в основе которого лежит отказ от субъект-объектной оппозиции, принятой в классической философии науки.
🔎 Опираясь на пройденный материал, поговорим о современных проблемах популяризации науки и различных сложностях, с которыми сталкиваются нынешние борцы с лженаукой.
19:00 Отъезд
Стоимость участия — 7500 рублей.
В стоимость входит: питание, проживание, дорога (ехать нужно на автобусе), 6 лекций по изучаемому предмету.
В конце все участники получат сертификаты.
Количество мест ограничено!
Запись по почте: arhe.msk@gmail.com