Mhr1cAvt2D0

Предлагаемый курс лекций посвящен главным этапам и наиболее значимым памятникам в истории византийского искусства. В процессе знакомства с материалом будут рассмотрены вопросы формирования системы художественного языка, взаимодействия слова и изображения, соотношения формы и смысла, поэтому курс будет интересен и тем, кто впервые знакомится с византийским искусством, и «продвинутым» слушателям.
Одной из важных задач курса является попытка преодоления некоторых стереотипов в отношении византийской культуры и средневекового искусства в целом, представление о которых в современном обществе сформировано иллюзорным искусством Нового времени и современным «фотографическим» типом восприятия окружающего мира. Вопреки распространенному мнению, история византийского искусства – это не монотонный процесс, длящийся на протяжении столетий без существенных изменений, скованный иконографическим каноном и церковными догматами; это не отвлеченная схоластическая схема и не механическая иллюстрация текста, не «комикс» по Евангелию «для неграмотных». Напротив, это процесс динамичный и живой: откликаясь на изменения богословской мысли, интонации восприятия Священного Писания, метаморфозы культуры и исторические драмы, чутко воспринимая эти изменения и осмысляя их с помощью художественного языка, искусство Византии на протяжении полутора тысяч лет создает подлинные шедевры, не утрачивающие актуальность и по сей день. Именно с этой позиции мы предлагаем вам взглянуть на искусство Византии в данном курсе лекций.

Лектор — Барков Алексей Геннадьевич, научный сотрудник Музеев Московского Кремля.

Начало курса 2 марта в 19:30!

Занятия будут проходить по понедельникам.

Продолжительность курса — 8-10 лекций.

Стоимость лекции — 500 рублей.
Абонемент на 5 лекций — 2000 рублей (позволяет посетить любые пять лекций курса).

Записаться на курс вы можете по телефону: 89295796456 или по почте arhe.msk@gmail.com

Программа занятий:
1. Введение в изучение византийского искусства. Позднеантичное и раннехристианское искусство.
Общие категории византийского искусства.
Роль и место византийского искусства в мировой истории.
История изучения византийского искусства.
Хронология основных этапов.
Истоки византийского искусства.
Позднеримское искусство и искусство катакомб: новая жизнь старых форм и рождение новых. Поиск художественного языка в связи с изменением функций и задач искусства.

2. Ранневизантийское искусство IV-V вв.
Развитие христианского искусства после Миланского эдикта.
Возникновение христианского храма. Влияние символических представлений на понимание сущности храма, его функций, топографии, внешнего и внутреннего оформления.
Связь архитектуры и живописи.
Ранневизантийские мозаики и скульптура.

3. Мозаики Равенны.Ранние иконы.
Равенна – столица Западной Римской империи, ее особенности. Два этапа мозаик Равенны. Особое место Равенны в контексте проблемы рождения будущего средневекового искусства.
Характеристика стиля мозаик основных ансамблей.
Генезис иконы.
Основной комплекс идей, связанный в православной традиции с иконным образом. Способы формирования изображения. Понятие канона. Техника ранних икон.

4. Искусство эпохи Юстиниана.
Христианская империя как идеальный союз государства и Церкви. Идея Симфонии властей. Константинополь – центр мира.
Изменение культурных приоритетов в сторону греческой античности.
Строительство эпохи Юстиниана – новое осмысление архитектуры как пространственной системы. Храм св. Сергия и Вакха.
Собор святой Софии – образ идеального мироустройства.
Живопись эпохи Юстиниана. Мозаики Никеи и Синая.

5. Иконоборческий кризис. Македонский Ренессанс.

Иконоборчество: общая характеристика религиозного движения, направленного против почитания. Богословие иконоборцев и иконопочитателей.
Поворотный пункт в культурном развитии, рождение зрелого византийского искусства, классики византинизма. Формирование крестово-купольного типа храма. Тип храма на тромпах.
Создание классической системы декорации храма, основные характеристики, смысл и художественные принципы.

6. Искусство XI-XII вв.
Мозаики Осиос Лукас, Софии в Киеве, Неа Мони, Дафни.
Искусство эпохи Комнинов и Ангелов. Встреча Востока и Запада в эпоху первых крестовых походов. Появление новых тем и сюжетов в искусстве. Формирование нового экспрессивного художественного языка, отражающего живое переживание евангельской драмы.

7. Искусство XIII века. Палеологовский ренессанс (начало).

Трагедия 1204 г. Захват империи крестоносцами и разорение Константинополя. Рассеяние византийской культуры по периферии.
Основные направления в византийском искусстве XIII века.
Искусство после 1261 г. Начало последнего этапа расцвета византийской культуры. Палеологовский Ренессанс. Мозаики в Южном нефе храма св. Софии в Константинополе – обретение классической древности.
Искусство конца XIII — начала XIV в. Новые характеристики искусства: подчеркнутое внимание к пространству, иллюзорному объему, цвету и свету.
Мозаики церкви Богоматери Паммакаристос и фрески церкви Богоматери Перивлепты в Охриде.

8. Палеологовский ренессанс (продолжение). Искусство XIV – XV вв.
Искусство 1 трети XIV в. — гармоническая стадия Палеологовского ренессанса. Мозаики монастыря Хора. Росписи церквей в Сербии и Греции.
Искусство середины – второй половины XIV в. Исихастские споры и искусство после победы исихастов.
Искусство конца XIV – первой трети XV в.
Культура Мистры и Моравской Сербии.