OT2GQoDfW9A

Курс «Четыре станции на пути к современности: восемь лекций по истории науки»

С 4 марта (по понедельникам) в 19:30 
Курс «Четыре станции на пути к современности: восемь лекций по истории науки»

📢 Говорить о современности мы можем только на языке метафор. Первая в предлагаемом списке — метафора дороги, пути, который охватывает взгляд, обращаясь в историю: этот путь кажется предопределенным, с необходимостью достигающим нынешнего положения дел. На всяком пути есть остановки, станции — и это вторая метафора, только и ею дело не ограничивается: станции — это не только важные открытия, совершенные по пути, но и какие-то принципиальные идеи, инварианты, сохраняющие свою значимость даже тогда, когда путь уже кажется завершенным. Каким видит этот путь и какими видит эти станции историк науки?

План курса: 
Лекция 1. О метафоре станции и выборе (не единственном) четырех станций для этих лекций: телескоп, поле, квант и искусственный интеллект. Станция первая — телескоп и открытие невидимого. Кто изобретатель? Почему смотреть в телескоп может оказаться
опасно? Телескопы-рекордсмены. Чего нельзя увидеть даже в самый мощный телескоп? Где проходит горизонт и что это такое?
Лекция 2. Станция первая (продолжение). Микроскоп — телескоп наоборот? Невидимые объекты и невидимые лучи. Новые миры в сфере невидимого. Путешествие к началу времени.
Лекция 3. Станция вторая — поле. О природе света и зрения. Нужна ли свету среда, чтобы распространяться? Что держит Луну вблизи Земли? Почему Луна не падает на Землю? Что думал Максвелл о природе светоносного эфира, и в чем оказался неправ и почему это закончилось созданием теорий относительности (специальной и общей)?
Лекция 4. Станция вторая (продолжение). Реально ли поле? Поле ли пространство? Почему идея поля/пространства так популярна в современной культуре? Какие бывают поля и откуда берутся лучи?
Лекция 5. Станция третья — квант. Еще раз о природе света: частица или волна? Что меняют в старом споре новые открытия (Эрстед, Фарадей, Френель, Кирхгофа, Больцамана и пр.). Может ли частица существовать без поля, а поле без частиц? Противоположна ли материя излучению? Что более реально: поле или вещество?
Лекция 6. Станция третья (продолжение). О чем Стивен Хокинг и Леонард Сасскинд спорили 30 лет? Почему черная дыра оказалась фундаментальным теоретическим объектом и чем это нам грозит?
Лекция 7. Станция четвертая — искусственный интеллект. Искусственная жизнь и алхимическая традиция. Нумерология как цифровая алхимия. Дух капитализма и рождение компьютера. Дух антикапиталистического бунтарства и рождение персонального компьютера. Почему в СССР не стали создавать свой собственный Интернет? Жизнь 3.0.
Лекция 8. Современны ли мы? Современность, Новое время, модерн, модернизм — что это все такое и где проходит граница? Как не обогнать свое время и не отстать от него? Что такое технологическая сингулярность и надо ли к ней готовиться или стремиться?

🔎 Лектор:

Дмитрий Александрович Баюк — кандидат физико-математических наук, член-корреспондент Международной академии истории науки, старший научный сотрудник Института истории естествознания и техники им. С. И. Вавилова РАН, доцент Финансового университета при правительстве РФ, зам. главного редактора журнала «Вопросы истории естествознания и техники».

📌 Записаться на курс и получить более подробную информацию вы можете: по телефону +74950889281
по почте arhe.msk@gmail.com (при записи на курс укажите ФИО и название курса)

Стоимость одной лекции — 600 рублей.
Студентам — 250 руб; школьникам — 150 руб.
Абонемент на курс (8 лекций) — 4200р.
[студенты — 2000р; школьники — 1200р.]

По окончании курса выдается сертификат (только для слушателей, посещающих занятия по абонементу).

Также мы организуем прямую трансляцию лекций курса: http://arhe.msk.ru/?page_id=4985. Стоимость трансляции одной лекции — 250 рублей. Оплатить можно через Тайм Пад: https://arhe-events.timepad.ru/

📍 Культурно-просветительский центр «Архэ», Москва, м.Спортивная, ул.Малая Пироговская, д.29/7 строение 1 (ИФТИС МПГУ)

Для регистрации:

Или заполните форму, пожалуйста:




There are no comments

Add yours