PMNMJZdXg0E

Интервью с Дмитрием Завильгельским, автором курса «Азбука научно-популярного кино»

«Языком документального кино я могу рассказать людям о судьбе моего поколения»

О творческом пути, индустрии советского научно-популярного кино и о том, как отличить «лжепророка» на экране, АРХЭ рассказал режиссер документального и научно-популярного кино, член Союза кинематографистов России, член Гильдии неигрового кино и телевидения и автор курса «Азбука научно-популярного кино» Дмитрий Завильгельский.

— Когда Вы заинтересовались научно-популярным кино и почему?

Дмитрий Завильгельский

— Как автора и режиссёра научно-популярное кино стало интересовать меня, когда я начал снимать фильмы про своих друзей учёных. В 1995 году я закончил факультет почвоведения МГУ имени М.В. Ломоносова. Это было сложное для науки время, мало кто из моих товарищей стал учёным. Зато те, кто на это решились, были самыми преданными науке людьми. В какой-то момент я, как уже как состоявшийся режиссёр-документалист, понял, что судьбы их мне очень интересны: языком документального кино я могу рассказать людям о судьбе моего поколения.

— Какая работа в начале творческого пути стала для Вас своего рода знаковой, отправной точкой?

— В тот момент, когда я снял фильм про своего друга – кандидата биологических наук Александра Сергеевича Ермакова. Тогда он жил и работал в шикарном для любого биолога месте – в Эдинбурге под началом Яна Вильмута, который первым клонировал млекопитающее – знаменитую овечку Долли.

С Сашей я подружился на втором курсе, потому что его биофак и мой факультет почвоведения находятся в одном здании. Он показался мне очень незаурядным человеком. Саша мечтал стать учёным и ради этого был готов переносить все трудности и тяготы жизни. После окончания Университета и защиты диссертации он уехал за границу.

Кадр из фильма «Возвращение Александра Сергеевича в Россию»

Несмотря на все прелести западной жизни, Саша мечтал вернуться в Россию, поскольку считал, что как русский человек должен приносить пользу здесь, в том числе и на поприще просвещения. Я начал снимать про него кино. Так получился щемящий сердце фильм «Возвращение Александра Сергеевича в Россию» о том, как он хотел вернуться на родину, но оказался этой родине не нужным.

В научном сообществе благодаря фильму произошел довольно значимый резонанс.

— Это мотивировало Вас продолжать снимать?

— Да, вдохновленный успехом фильма, я продолжил съёмки о своём поколении. Так получилось, что это были тоже учёные. Например, история доктора химических наук, лауреата Премии президента РФ вдохновила меня на фильм «Химики». Это история двух выдающихся молодых учёных, друзей, оказавшихся в разных научных мирах – мире успешной западной науки и загибающийся российской. Но эти фильмы были именно документальные, рассказывающие о жизни как она есть.

Кадр из фильма «Химики»

В какой-то момент я понял, что, помимо рассказа о жизни этих ученых, было бы неплохо рассказать и о том, чем же они занимаются – именно это и есть задача научно-популярного кино. Так родился новый жанр, который я назвал «документальный научпоп» – соединение истории людей и пути их научного поиска. Первой «ласточкой» такого жанра стал фильм «В ожидании волн и частиц», где повествуется о жизни физиков, занятых решениями проблем очень высокого порядка. Научным консультантом и соавтором сценария был профессор РАН и блистательный популяризатор науки Сергей Борисович Попов.

— В чем отличия между научно-популярными фильмами, снятыми в СССР и в России?

— Основное отличие в их количестве. Сейчас как таковых научно-популярных фильмов (именно фильмов – не телепередач, не блогов популяризаторов науки) выходит единицы в год. В СССР же была ИНДУСТРИЯ научно-популярного кино – студия Центрнаучфильм, Киевнаучфильм, Леннаучфильм… А сейчас этого ничего не существует.

Это связано с тем, что научно-популярный кинематограф требует особого подхода, финансирования и – самое главное – серьёзной подготовки авторов. Финансируется же научно-популярное кино в единичном количестве в год и на уровне бюджета документального фильма, что даже для производства последнего слишком мало. Говоря о финансировании, я имею ввиду программу субсидий кинематографа Министерством культуры РФ. Если документалисту для успешного фильма нужно просто уметь наблюдать жизнь и выбрать интересного героя, то в науч-попе ещё нужна анимация, графика, иногда постановочные сцены с актёрами. А это другой уровень бюджета.

— Влияет ли научно-популярное и документальное кино на мироощущение его героев – ученых?

— Конечно! Один из ярких примеров – когда после выхода моего фильма «Химики» профессор РАН Алексей Бобровский признался, что, в очередной раз просмотрев фильм, он изменил свою жизнь в лучшую сторону.

Искусство, в том числе документальное и научно-популярное кино, и призвано менять людей, их мироощущение и духовный мир. Такие фильмы должны давать положительный опыт, который мы не всегда можем получить в жизни.

— В научно-популярном жанре в самых разных форматах сегодня работает множество «лжепророков». Есть ли универсальное правило, как отличить такого на экране?

— Вопрос достаточно сложный. Увы, тенденция к лженаучным сенсациям очень сильна. И главная причина этого – недостаток образования тех людей, которые отвечают за подобные вещи на телевидении и других СМИ

К сожалению, современные СМИ лгут практически на каждом углу. Абсурд уже стал частью нашей жизни в новостях, а не только в сложных научно-популярных вещах. Поэтому мой рецепт – относится ко всему (и в том числе к разного рода «пророкам») критически. Если есть сомнения – необходимо проверять, читать, думать…

 

Записаться на курс «Азбука научно-популярного кино»http://arhe.msk.ru/?page_id=70960




There are no comments

Add yours