3PRj5_VBgs4

Научная дача «Анатомия «современной» литературы»

9-11 ноября приглашаем провести выходные на Научной Даче «Архэ» с писателем Львом Наумовым!

Тема выезда: «Анатомия «современной» литературы»

Писатель Лев Наумов приглашает вас в захватывающее путешествие по истории литературы – из глубины веков к современности. Впрочем, когда и как литература стала «современной»? Произошло ли это вчера, в прошлом году, в начале века или раньше? О каком именно моменте соответствия словесности и действительности идёт речь? И что за странное слово «модернизм»? Казалось бы, «модерн» и значит «современный», но разве до эпохи модернизма литература таковой не бывала?

Всё дело в том, что в конце XIX – начале XX века мир изменился. Столь радикальные перемены прежде случались нечасто – предыдущий подобный водораздел был преодолен в эпоху позднего Средневековья. Однако до сих пор мы живём в том самом мире, который возник вместе с учениями Дарвина и Фрейда, вместе со второй промышленной революцией, изобретением телефона, кинематографа, повсеместным распространением фотографии, вместе с первой в истории бомбардировкой.

В ходе цикла Лев Наумов расскажет о том, какие открытия и средства писатели XX века нашли для того, чтобы говорить о сложном, трагичном, но прекрасном мире, в котором мы живём столетие спустя. Два дня пройдут в беседах о литературе, а также истории, философии и многом другом. Лекции и семинары рассчитаны на широкую аудиторию, не требуют подготовки и будут интересны как любящим читать, так и тем, кто предпочитает слушать о книгах. Как начинающим литераторам, так школьникам и студентам. Прослушав курс «Анатомия «современной» литературы» вы познакомитесь со множеством шедевров мировой литературы и узнаете много нового даже в том случае, если читали их прежде.

Лектор: Лев Александрович Наумов, писатель, драматург, режиссёр, член Союза писателей Санкт-Петербурга.

Программа выезда:

Пятница, 9 ноября

19:00 Заезд (место сбора: м.Белорусская) 
21:00 Ужин, расселение, знакомство 

Суббота, 10 ноября

9:30 Завтрак 
10:00-12:00 Лекция 1. «Культурные метаморфозы и катаклизмы XX века». Первая лекция представляет собой краткое, но необходимое введение в историю искусства – речь пойдёт не только о литературе, но и о живописи, архитектуре, музыке… Как менялись их цели, задачи и средства? Что послужило предпосылками и основой для эпохи модернизма? Как произошедшее отразилось на словесности? И, наконец, XX век – это продолжение или разрыв прежних культурных традиций?
12:00-14:00 Свободное время
14:00-15:00 Обед 
15:00-17:00 Лекция 2. «Потоки сознания и реки памяти». Вторая лекция посвящена принципу субъективности в литературе XX века. Чем потоки сознания отличаются от широко использовавшихся прежде внутренних монологов и диалогов? Какое отношение к этому имеют слова Фридриха Ницше о том, что «фактов не существует, есть только интерпретации»? Почему в художественном смысле внутренняя организация человека получила статус устройства вселенной, и какие последствия это имело для литературы? В ходе лекции будут обсуждаться следующие произведения: Джеймс Джойс «Улисс», Марсель Пруст «В поисках утраченного времени», Сэмюэл Беккет «Моллой», Уильям Фолкнер «Шум и ярость», даже «Дон Кихот» Мигеля Сервантеса и другие.
17:00-17:30 Перерыв 
17:30-19:00 Семинар 1. «Правила и законы литературы». Первый семинар посвящён вопросу о том, если ли у литературы правила. Что управляет словесностью? Законы? Мода? Контекст? История? Любую ли последовательность слов можно считать произведением искусства? И если нет, то каковы критерии? Две предыдущие лекции этого дня дадут немало пищи для размышлений на эти темы.
19:00-20:00 Ужин 
20:00 Просмотр и обсуждение фильма «Полночь в Париже»

Воскресенье, 11 ноября

9:30 Завтрак 
10:00-12:00 Лекция 3. «Поэтика недостижимости». В XX веке внезапно начали множиться книги, рассказывающие истории с так называемой «бесконечной отсрочкой». Первооткрывателем здесь считается Франц Кафка. Пусть похожие сюжеты возникали и ранее, но именно Кафка сделал героя, стремящегося и не могущего достигнуть, одним из «родовых признаков» модернизма. Через это проявляется принципиальное отличие «новой литературы», ведь К. стремится в таинственный замок совсем не так, как, скажем, Робинзон Крузо стремился домой. В чём же разница? В ходе лекции будут обсуждаться следующие произведения: Франц Кафка «Замок», Сэмюэл Беккет «В ожидании Годо», Дино Буццати «Татарская пустыня», Маргерит Дюрас «Матрос с Гибралтара» и другие.
12:00-14:00 Свободное время 
14:00-15:00 Обед 
15:00-17:00 Лекция 4. «Бесконечные тексты». Одно из заветных писательских мечтаний состоит в том, чтобы создать текст, который был бы больше, чем просто текстом. Произведение, разрывающее прежние пределы и охватывающее доселе немыслимые просторы. Кто-то, следуя такому желанию, шёл в направлении гигантизма, как, например, Оноре де Бальзак с его «Человеческой комедией». Но некоторые выбирали ещё более амбициозный путь. Бесконечный текст – это недостижимая мечта, неразрешимая проблема или пройденный этап словесности? В ходе лекции будут обсуждаться следующие произведения: «Тысяча и одна ночь», Роберт Музиль «Человек без свойств», Джон Кутзее «В ожидании варваров», рассказы Хорхе Луиса Борхеса и другие.
17:00-17:30 Перерыв (прогулка/чаепитие) 
17:30-19:00 Семинар 2. «Между бесконечностью и недостижимостью». Бесконечность, недостижимость, безысходность, невыразимость… Эти слова, часто можно услышать в контексте литературы XX века. Богат ли выбор между ними? Много ли у словесности есть разных подходов к подобным темам? Насколько тезис «всё уже придумано до нас» актуален для литературы XX века? Да и вообще, так ли «прекрасен» тот мир, в котором мы живём? Этим вопросам будет посвящён второй семинар.
19:00 — Ужин 
20:00- Отъезд 

Стоимость участия — 7000 рублей.
В стоимость входит: трехразовое питание, проживание, 4 лекции и 2 семинара по изучаемому предмету, фильм.
В конце все участники получат сертификаты.

Количество мест ограничено!

Место выезда: Звенигородская биологическая станция МГУ (ЗБС МГУ)
Записаться можно по почте: arhe.msk@gmail.com или заполните форму:




There are no comments

Add yours